ЗАДЕЛОМ

Чужой: Завет. По ком плачет здравый смысл?



Более 2 лет назад
Максим

Предисловие.

В последнее время я заметил удручающую тенденцию, как в западном кино, так и в отечественном. И я говорю, прежде всего, о кинематографе, рассчитанном на массового зрителя. Упомянутая мною тенденция заключается в том, что год за годом интеллектуальный уровень сюжетов понижается. И я говорю не вкладываемых кинематографистами идеях, не о каких-либо философских вопросах, или социально-экономических проблемах. Я имею в виду логику поведения персонажей, их поступки. То, как вообще развивается тот, или иной сюжет. И вот тут, как раз, все чаще приходится наблюдать нечто несуразное, нелепое. Беда эта, как заразная болячка, поражает одинаково все жанры кино. И в этом отзыве я хочу поговорить о научной фантастике (не стану скрывать, об одном из моих любимейших жанров кино). Точнее о том, во что ее нередко превращают доморощенные голливудские киноделы…

Доброго времени суток!

Сегодня я снова решил написать отнюдь не о самом новом фильме. Вышел он на экраны пять лет тому назад и имя ему «Чужой: Завет». Режиссером данного творения стал настоящий мастодонт американского кинематографа Ридли Скотт. Тот самый человек, что в свое время, в далеком 1979 году дал начало всей франшизе «Чужого», насчитывающей в данный момент восемь фильмов (это если учитывать «Чужой против Хищника», «Чужой против Хищника: Реквием» и «Прометей», где ксеноморфа вроде бы и нет, но что-то похожее появляется в самом конце). Первые два фильма стали настоящей классикой научно-фантастического кино (для меня лично классикой можно назвать и третью часть, если смотреть режиссерскую версию). Их регулярно крутят по телевидению и нередко, в честь какой-либо знаменательной даты, показывают в кинотеатрах, на так называемых ретро-сеансах. Естественно, что такие идеи Голливуд так просто отпускать не любит и потому старается выжимать все возможные соки, клепая один за другим продолжения. Таким продолжением, а точнее приквелом стал и «Чужой: Завет».

И здесь я сделаю небольшое отступление, дабы сказать пару слов о жанре научной фантастики в целом. Жанр это встречается достаточно редко. Особенно в сравнении с тем, как много выходит в свет разного рода комедий, мелодрам, боевиков и фильмов ужасов. Жанр этот непростой, ибо выдвигает высокие требования к уровню образованности людей за него берущихся. По причине этих же самых требований у научной фантастики редко бывают большие кассовые сборы (примеры можно пересчитать по пальцам рук и ног), ибо большая часть зрителей приходит в кинотеатры, дабы дать своему мозгу отдохнуть, а не напрягать его.

Не могу никого в этом винить. Каждому свое.

Но вот, что я не могу принять по-настоящему, так это когда из научной фантастики делают клоунаду. А в случае с «Чужим: Заветом» именно клоунада и получилась. А научная фантастика хоть и фантастика. Пусть она и предполагает, что в основе сюжета будет происходить нечто нереальное, несуществующее на самом деле. Но с другой стороны предполагает и другое: изрядную долю реализма, дабы это самое фантастическое смотрелось наиболее правдоподобно. Да и сама идея, вкладываемая в сюжет, теоретически может существовать в реальности (как тот же ксеноморф из «Чужого»), но лишь при определенных условиях.

И вот с этим самым реализмом у обсуждаемой мной киноленты есть очень большие проблемы. А еще есть большие проблемы с логикой и знанием простых законов физики.

В свое время, когда я смотрел «Завет» (не могу его называть «Чужим», рука не поднимается и язык не поворачивается), то после первых двадцати минут просмотра я не смог удержаться от соблазна и, вооружившись блокнотом, начать записывать все нестыковки, глупости и ошибки, которых в фильме оказалось не просто много, а умопомрачительно много. Можно сказать, что по сути своей из глупости, нестыковок и ошибок «Завет» состоит целиком. Я, например, составил список более чем из двадцати пунктов. Мог бы и больше, но просто устал писать, а не смотреть. А ведь я человек, имеющий гуманитарное образование. С техникой я по большому счету на «вы». Думаю, какой-нибудь инженер, или физик смог бы целый роман написать, целиком состоящий из обсуждения тех несуразностей (технических и логических), которые содержаться в «Завете». Я не стану перечислять их все, но некоторые все-таки упомяну.

Первые глупости начинаются уже в самого начале фильма. Например, если посмотреть на те же анабиозные камеры с поселенцами, неосмотрительно подвешенные, будто мясные туши в морозильнике и падающие при сотрясении космического корабля. Посмотреть на отсутствие защиты от излучения у звездолета отправившегося в межзвездный перелет. Посмотреть на отсутствие системы, позволяющей в экстренном порядке открыть капсулу для гибернации (эпизод со сгоревшим командиром экипажа). И я уж молчу о ситуации, когда мощные антенны корабля не могут принять слабый сигнал, а вшивый передатчик на скафандре может. Далее по фильму все только хуже. Мы летим с важной колонизаторской миссией, но не можем проигнорировать какую-то постороннюю, совершенно непонятную (пусть и содержащую знакомую одному из членов экипажа песенку) радиопередачу. Мы не можем одеть защитные скафандры для выхода на неизведанную, пусть и обладающую пригодной для дыхания атмосферой планету. Мы проводим анализ воздуха на болезнетворные организмы, вдоволь надышавшись им. Мы уходим справить нужду на неисследованном планетоиде и попутно начинаем трогать, нюхать и лизать все попадающееся на пути… Продолжать можно до бесконечности. Я бы смог. Честное слово. Обожаю, когда космонавтов/астронавтов показывают в кино полными дегенератами (это сарказм, конечно).

На самом деле, при просмотре этого фильма меня не покидало навязчивое ощущение, будто из меня насильно пытаются сделать дурака. Дескать вот, дивись, зритель! Андроид просит человека приблизиться к раскрывшемуся яйцу неизвестного животного и посмотреть на то, что там засело. Вроде как это безопасно. И человек этот безропотно верит и смотрит. Скажи, зритель, ведь, правда, мы круто придумали? А космонавт, оставленный на орбите сторожить корабль доверху забитый спящими колонистами, кладет длинный продолговатый предмет на свои обязанности и летит спасать пару-тройку человек, рискуя при этом тысячами жизней. Это тоже круто! Это поведение настоящего героя!

Нет, скажу я, не круто!

Глупо!

А еще глупее развивать сюжет за счет надуманной тупости персонажей. Ведь так проще. Проще, чем выдумать нормальную причину для попадания главных героев в очередной переплет. Да и так ли важна логика и техническая достоверность, когда в главе всего происходящего на экране ставятся нескончаемые религиозные параллели и философские аналогии. Конечно, если создатели фильма хотели показать нам своего рода притчу, то это их право. Но зачем тогда снимать очередного «Чужого»? Зачем обезображивать культовую франшизу, которая и так изрядно настрадалась со времен появления на свет «Чужого-4: Воскрешение»?

Ясное дело, что причина в желании продюсеров хорошо заработать. И я их за это не виню. Гребите денежки, господа. Я охотно отдам их за возможность лицезреть очередной крепкий научно-фантастический триллер. Но только если он качественный. Если в нем, помимо хороших спецэффектов, операторской работы или музыки есть еще идея и хороший, здравомыслящий сюжет.

Клоунаду я могу и в цирке посмотреть.

Эпилог.

Ну, в конце концов, критика критикой, а в заключении надо и что-то дельное сказать. Я естественно думал о том, как можно было улучшить «Завет». Но вариантов получилось немного. Два. Первый и самый верный, не снимать его вообще, а, выкинув на свалку имеющийся сценарий, написать новый, получше. Ну и второй вариант, более сложный в исполнении, но способный решить целый ряд проблем. Нужно голливудских кинопроизводителей попросту отправить в школу, на повторное обучение. Они наверняка узнают там много нового и интересного.

Ну, а у меня все.

Всем хорошего кино!

P.S.

Я не вложил ни одной изображения из «Завета», показывающего нам ксеноморфа. Простите. Рука не поднялась.

2

Комментарии:

Более 2 лет назад
Соколова Наташа

Максим, с удовольствием прочитала Вашу статью....


Социальная сеть Заделом © 2024