В серии статей посвященных кинотерапии и алгоритмам поиска фильмов для просмотра был сделан вывод о том, что ключевым способом достижения успеха в данном вопросе выступает способность определять свое эмоциональное состояние в тот или иной момент собственной жизни.
Оказывается, что уже давным-давно существует, так называемый круг Айзенка, который позволяет довольно точено определить свое настроение, что называется во времени и пространстве.
В 1947 году немецко-британский ученый-психолог придумал лист-опросник, состоящий из сорока вопросов, по ответам на которые он определял психологические особенности испытуемого. Последняя редакция опросника увидела свет в 1963 году и содержала в себе уже 57 вопросов.
Ответы на 24 вопроса определяли тип личности (экстраверсию и интроверсию), вторые 24 вопроса были направлены на выявление эмоциональной стабильности (вид темперамента), а оставшиеся 9 вопросов должны были установить искренность отвечающего.
Результаты изысканий были отражена в, так называемом, круге Айзенка, который позволял с большой долей вероятности определить психологические особенности человека. Внутри этого круга расположены оси координат, на которых отмечены значения психологических свойств, присущих тому или иному виду темперамента и типу личности.
Благодаря данной диаграмме возможного психологического портрета человека можно с большой долей вероятности буквально в домашних условиях определить свое эмоционально-психологическое состояние в интересующий период времени.
Понятно, что полученный результат будет носить приблизительный и даже в чем-то ориентировочный характер. Но в любом случае, это намного лучше, чем полное отсутствие какого-либо инструмента для определения своего настроения.
По большому счету, мне будет совершенно неважно наличие погрешности в моих экспериментах. Главное, чтобы была определена направленность, и если так можно выразиться, интенсивность моего эмоционального фона.
В этом случае можно будет надеяться, что и художественный фильм для сеанса кинотерапии будет подобран правильно и принесет желаемые плоды в ходе его просмотра в виде моих положительных чувств и эмоций.
Если вспомнить пример о строгом начальнике из предыдущей статьи "Как выбрать фильм для вечернего просмотра", то получается, что ко времени окончания моего трудового дня я буду испытывать негативные эмоции, вызванные его несправедливым приказом. Первая реакция на такие действия может выражаться как обида и агрессия по отношению к нему.
Но открыто эти чувства, свойственные экстравертам, демонстрировать нецелесообразно и небезопасно, ведь начальник, как известно, всегда прав. Поэтому постепенно такие экстравертные эмоции холерика переходят в тихую замкнутость или даже тревожность интровертного меланхолика.
Таким образом, точка на карте моих персональных эмоций (согласно диаграмме "круг Айзенка") найдена и остается только принять решение, что с этим делать. Понятно, что в этом случае для восстановления моего первоначального эмоционального фона потребуется не усиление, а нейтрализация негативных эмоциональных ощущений.
Чтобы это произошло, мне нужно (в случае использования кинотерапии) найти такой фильм, который помог бы перенестись из сектора угрюмого меланхолика в позицию живого и беззаботного сангвиника. Мгновенно это сделать почти невозможно, так как потребует больших затрат энергии, которой и так не хватает.
Но достичь этого все же можно постепенно перемещаясь в желаемое место через сектор интровертного флегматика, используя его сдержанный и уравновешенный характер. А раз так, то задача поиска хорошего фильма сводится к тому, чтобы использовать в качестве лекарства для души, скажем, не комедию, а тихую семейную мелодраму со счастливым концом.
Намного лучше, чтобы переход от резко негативного эмоционального состояния к ярко выраженному происходил плавно и поэтапно вместо резких скачков из одного крайнего положения в другое. В этом случае не произойдет эмоционального выгорания и затраты энергии будут минимальными.
Но в любом случае нужно помнить о том, что деление на типы личности и темпераменты человека носит условный характер и в чистом виде встречается очень редко. По большей же части приходится иметь дело с гибридными или ситуативными формами.
Поэтому наш пример может рассматриваться только как возможный вариант применения круга Айзенка для решения своих чисто прикладных задач, типа поиска фильма для просмотра. Однако, как мне теперь стало ясно, использовать его можно для решения более важных и значимых задач.