"Вы применили бранное слово" - так ткнула меня носом Техническая поддержка Дзена под одной из моих статей. Пришлось современной молодежи объяснить, что аббревиатура БОМЖ расшифровывается как человек "Без определенного места жительства" и вносилась в учетные журналы дежурных частей милиции в графу "Место жительства", если у человека в паспорте или с его слов отсутствовал адрес места жительства. После чего, ограничение на показ материала было снято.
Как сейчас в полицейских документах обозначают людей без регистрации по месту жительства или по месту пребывания, мне не ведомо, так как уволился из МВД почти 21 год назад.
А навеяла тему бомжей позавчерашняя встреча на большой дороге ( Федеральная трасса М4) с двумя "туристами".
Но вначале, выслушайте длинное вступление. Грешу, знаете ли, подобным.
Апрель 1983 года. Нас, милиционеров линейного отдела внутренних дел на станции Москва-Павелецкая по графику отправляют в Первую Градскую, так в народе называли городскую больницу N1. Задача - охранять и не дать уковылять из больнички одному преступнику, которому сделали полостную операцию. В больницу он попал по причине умышленного нанесения себе вреда. Не знаю уж как, но находясь в изоляторе временного содержания умудрился проглотить черенок вилки. Так вот, мы, милиционеры ежесуточно сидели у постели больного, перевязанного бинтами. Ходил он с трудом и только до туалета и обратно. Поэтому нам, охранникам, не оставалось ничего другого, как иногда общаться с другими больными в огромной палате, размером с небольшой актовый зал.
Отделение было психосоматическим. То есть почти все пациенты палаты были немножко не в себе и страдали не только от обычных заболеваний, но и, скажем так, еще от недостатка ума. Наверное, молодые стройные милиционеры в галифе с начищенными сапогами и портупеей им очень нравились. .
Так вот, один парнишка, мой ровесник, часто садился рядом со мной на табурет и рассказывал о своих скитаниях по стране. Это мне они казались скитаниями. А для него они были путешествиями. Вот слова песни из мультика про Бременских музыкантов точно были о нём: "Наш ковер цветочная поляна, наши стены - сосны великаны... Наше счастье жить такой судьбою". В общем, мальчик-бродяга на жизнь не жаловался. Со смехом рассказывал, что ему уже несколько раз выдавали паспорта, которые он бережно закапывал в землю и отправлялся снова в "путешествия". На вопрос, а на что жил, где брал еду, собеседник или отмалчивался, либо улыбался.
Уже через много лет, когда я работал заместителем Генерального директора на одном предприятии, ко мне обратился один из молодых учредителей с просьбой трудоустроить одного бедолагу, с которым познакомился в храме и очень нашему учредителю понравились рассуждения собеседника о жизни и Боге. В кабинет вслед за учредителем зашел молодой человек лет 25. Поговорил я с "философом" минут десять.
Секретарь заказала ему билет на поезд, что бы он добрался до одного из наших заводов в другом регионе, я выдал суточные и отправил на вокзал. А про себя подумал: "Не доедет!". Доехал! Прада через три дня позвонил директор завода и весело произнес: "Мальчишку хватило на день, съехал с нашей съемной квартиры по-английски, сообщив другим квартирантам, что от работы кони дохнут".
А теперь к начатой мною истории на Большой дороге. Поздний вечер. С женой выходим из магазина дешевых товаров "Светофор". Подходят два молодых парня.
На лице щетина, волосы длинные, за плечами рюкзаки. Лица чем то испачканы. Ну, прямо, как-будто из леса только вышли. Разговор ведет один. Второй помалкивает. Минуту длятся реверансы. Узнаем, что один следует из Череповца, второй из Казани. Короче, помогите материально, люди добрые и богатые. Жена помолчала-помолчала, а потом, так же вежливо молвила, что мол, ребята, Вы не у того магазина деньги просите. И добавила - а подхалтурить-подзаработать ни где не пробовали?
На том и расстались, а я почему то вспомнил о других парнях, о которых рассказал в своём длинном вступлении.
В курортных тёплых городах таких толпы. Летом бродят по побережью, их можно и в автобусе иногда встретить с рюкзачком, но внешний вид выдаёт. Особи мужского пола часто подрабатывают на рынках, таких видно, когда они после "работы" в странствия отправляются. А те, кто совсем опустились, давно уже поделили между собой скверы, скамейки и общественные новые красивые туалеты. Причём когда жители вдруг стали жалеть бабушку, сидящую всегда на одном месте, и там же спящую и добились того, чтобы о ней позаботились - она через неделю вернулась обратно на своё место - оно её больше устраивает, чем забота и ограничения. Сама хозяйка своей жизни - их главная философия.
В Москве сейчас, не в центре конечно, а в районах где живут люди приехавшие когда-то по лимиту и приезжие, ходят огромные толпы безработных семей с детьми. В любое время дня можно встретить здоровых пузатых пап и мам гуляющих в парке, по улицам, в магазинах "Чижик". Вот они на что живут? Так что чем они отличаются от бомжей? Те не работают и эти, которые приехали в Москву из провинции тоже и тоже ходят в грязной одежде. Чему удивляться, время такое почему-то.
Не зря вы своего первого знакомца-бродягу встретили именно в психиатричке. Синдром бродяжничества или синдром уходов -это заболевание. И страсть к мгновенной перемене места - это только один из сиптомов психических отклонений. Один из видимых, но далеко не единственный. Если есть синдром ухода, копайте глубже - там еще много чего может скрываться. И шизофриния, и маниакально-дипрессивный синдром, и всякие ассоциальные формы поведения. Бродяги -философы - это романтический миф. Шизофреники умеют казаться умными и могут быть очень логичными и убедительными. На самом деле - это больные люди. И если вы не специалист, лучше держаться от них подальше.
Совершенно с Вами согласен. Но часто люди, видевшие бездомных издалека, начинают разглагольствовать о них, как о жертвах обстоятельств. Безусловно, есть и такие, но процент их ничтожен. Даже здесь, в комментариях, встречаются люди, пытающиеся найти социальные корни бродяжничеству, фантазируя о немолодом поколении, лишившимся, например, жилья. Если бы так случилось, я бы, например, просто сменил бы место жительства, но уж точно без крыши над головой не остался, хотя в плане прежнего комфорта многое бы потерял.
Есть БОМЖи, а есть попрошайки. Я не про "профессию", а про суть. Знаю историю. Стояла бабушка в метро на Новокузнецкой кажется. Личико жалостливое, покушать типа нечего. И вот приехал сын и забрал ее со словами "мама, хватит позорить семью, у нас есть деньги, еда и все необходимое. Была статья в районной газете, где этот сын извинялся за нее и просил не подавать. Семья на работу, бабушка - в метро попрошайничать. Видимо, потом они ее в лечебницу определили, потому что это явно было нарушение психики у бабули.
Да, подобное поведение является симтомом одного из психических заболеваний, сопровождающих маразм. К сожалению это уже не лечится и родным с этими приходится мириться. Да и многие БОМЖИ это тоже отклонение от нормального человеческого поведения.
Да, где угодно можно встретить подобных бомжей.
Но у них может быть какая-то психическая болезнь.
Также не все бомжи виноваты, что они бомжи. Бывает, что их кто-то споил, а потом уже сформировалась привычка и зависимость, которую лечить очень трудно. В общем, судить никого и никогда не надо. У всех своя судьба, своя жизнь, своё прошлое, своя история. Нужно помогать и тогда вам тоже помогут.
Бомжи бомжам рознь. Есть те, кто пропил все, что можно, а есть те, которых все устраивает как есть, например. Почему-то вспомнила книгу "Там где цветёт полынь". Мужчина лишь притворяться бомжом, а на самом деле он искал себе в команду кандидатов, и денег у него было немало. Есть бомжи, кто волею судьбы на улице оказались. Я их не осуждаю никого. И не дай Бог оказаться самому на улице и заниматься попрошайничеством. Встречала я и вонючих бомжей - попрошаек. Благо сейчас их почему-то уже намного меньше. А бомж из истории (философ) кто не захотел работать, как раз из серии тех людей, кто любят жить для себя. Ну не привыкли они работать на дядю. Их все устраивает, как есть. Если просят денег, то могу и дать немного. Просто помню фразу "Да не оскудеет рука дающего". Необязательно же много давать, можно и мелочь. А вдруг мы тоже, тьфу, тьфу, окажемся в такой же ситуации? Будем просить, и нам никто не поможет.
У нас в Крыму есть не только свои, но и приезжие бомжи. Едут туда, где приятный и теплый климат. Порой, за несколько тысяч километров. Мне вот интересно, а откуда они на это берут деньги? Это первый вопрос. А второй - до недавнего времени добраться на полуостров можно было либо только паромом, либо по мосту, а для этого нужно предъявлять документы. Значит, они у них есть? Тогда почему такие люди не хотят устраиваться на работу?
Зато у нормального человека без регистрации сразу будут проблемы и с трудоустройством, и с получением, например, пенсии.
Респект находчивости Вашей супруги! По-сути совсем не факт, что встреченные вами у "Светофора" "странники" вообще откуда-то приехали. БОМЖ-далеко не всегда человек без крова и родных, просто в какой-то момент ему становится трудно быть в нормальных условиях: жить, за что-то...