ЗАДЕЛОМ

Отзывы о работодателях. Как на них делают бизнес



Более 4 месяцев назад
Нефедов Виктор

Сайты с отзывами о работодателях вошли в круг моих интересов, как только я попал в мир бизнеса, неожиданно для себя, став кадровиком, после ухода на пенсию из МВД Российской Федерации. Освоиться в этой профессии юристу не сложно, так как кадровая работа, в плане ведения делопроизводства, пожалуй, самая зарегламентированная из всех, а это стихия юристов. 

Нет, в начале своей гражданской карьеры, я не интересовался сайтами, где свой гнев, желчь или раболепие выражают работники. Кстати, довольные работой люди, думаю на таких сайтах не отмечаются. Полагаю, что восторженные отзывы о компаниях поют, как раз сами предприниматели или по их поручению подчиненные. Во всяком  случае, у меня сложилось именно такое мнение, подкрепленное фактами, которые мне были известны в силу должностного положения, приближенности к первым лицам компаний и хорошего понимания людей. 

Руководители критикуемых предприятий редко комментируют отзывы. Но я встречал и обратное. Одна из хозяек бизнеса в сфере продаж семян овощных и цветочных культур, не доверяя ответственную работу никому, обожала лично пикироваться с анонимными жалобщиками. Переписка походила на базарную брань с обеих сторон. Похоже уровень культур-мультур в момент эмоциональной захваченности, у всех участников перепалки поднимался/опускался на один уровень.

Единственная организация, где я не увидел ни одной жалобы на сайтах - было мое первое место работы - центральный офис одной нефтяной компании. А на что жаловаться-то? Зарплата в те времена (2000-е годы) полностью белая. Труд для большинства нормированный. Трудовые функции строго соответствуют должностной инструкции. Живи и радуйся! Ну и потом, центральный офис - это все же белые воротнички. Конечно, возникали между руководителями и подчиненными трения. Но все держали себя в руках.

Но правду-матку народ все же высказывал. И это были люди попадавшие под оптимизацию, а попросту - сокращение кадров.

Чуть позже, жалобы, размещенные на сайтах о которых говорю, для меня стали одним из показателей неблагополучия в коллективе. Нет, не поводом для разборок с кем-либо, а основанием присмотреться к коллективу, откуда вышла жалоба.

Да и потом, что такое сайт с отзывами? Подобные отзывы юридически не обязывают работодателя реагировать на них. Следует признать, что отзывы, по большому счету, пишут недовольные чем-либо люди. Не помню, чтобы кто-то называл из них свою фамилию. 

Для многих проще выплеснуть негодование анонимно, чем обращаться с просьбой восстановить справедливость в трудовую инспекцию или в суд.

Теоретически есть еще один вид организации, номинирующей себя защитником прав трудящихся и рупором трудового коллектива. Речь о профсоюзах. Например, я слышал, что существует Федерация независимых профсоюзов России. Ее представители даже входят в совещательные структуры при органах власти. И к своему стыду, а может быть к стыду этой самой Федерации, я ничего о ней больше не знаю. Как-то даже помог написать письмо работнику в один из отраслевых профсоюзов. Оттуда - ни ответа, ни привета.

Что-то отвлекся. Конечно, многие работодатели хотели бы получать реальную информацию о настроения в коллективах. Условия для недовольства работников создают лишь недалекие, через чур самоуверенные хозяева, чьи методы сравнимы с диктаторскими.

Но надо понимать и опасения работников, что их будут преследовать за критику, тем более, не все же из нас идеальные исполнители. Многие, прежде чем записаться в правдорубы, вспоминают поговорку "Был бы человек, а статья найдется". И мало кто хочет быть этим "человеком".

Так вот, в последней организации, где я работал заместителем Генерального директора, кроме центрального офиса в Подмосковье, где велись проектные и конструкторские работы, существовал филиал в одной из ближайших областей - завод по сборке промышленного оборудования. И работники завода были постоянными "писателями" на сайтах об отзывах.

Один из владельцев, назовем его "Мистер И-ко", прибыл на завод и предложил заводчанам писать свои мысли на его личный электронный адрес. В добавок, рядом с курилкой повесил ящик "для жалоб и предложений". По моему, так никто ничего владельцу не написал, а ящик превратили в пепельницу для окурков, что привело хозяев в уныние. Жалобы на сайте продолжали регулярно появляться. Конечно, никакой конкретики в них не было. Общий смысл сводился к призыву не устраиваться на работу на это предприятие и сообщение, что все начальники на заводе -  сволочи.

А теперь поведаю, как был решен в Компании вопрос с ресурсами, на которых появлялись дискредитирующие Компанию материалы.

На очередном совещании поднимается вопрос о жалобах. Тот "продвинутый" руководитель, который вешал ящик на заводе  ("Мистер И-ко"), заявляет:

- Хорошо, я беру на себя решение вопроса. Съезжу-ка я в гости к администрации нескольких сайтов.

Съездил. И действительно, с сайтов исчезли отрицательные отзывы. Остались только положительные, которые писал второй учредитель, выдавая себя то за конструктора, то за рабочего.

Но жалобы продолжали появляться. Однако, в администрацию сайтов, вероятно входили "люди чести", потому что "кляузы" висели на сайтах максимум два-три дня, а  потом удалялись.

Уже будучи на пенсии, все равно заглядываю из интереса на некоторые сайты и вижу, как реагируют некоторые хозяева предприятий, где я работал.  Двое из них - мужчины. Они просто игнорируют стенания людей,  сообщающих как не все гладко в их владениях.

А женщина-предприниматель с завидным упорством продолжает препираться с анонимами. Подозреваю, это ей нравиться. А может быть она не догадалась, что сайты с возможностью писать жалобы - это всего лишь коммерческое предприятие. Ведь догадался же "Мистер И-ко". Наверное потому, что был коммерческим директором и понимал, как покупать и продавать то, чем занимаешься. Кто-то продает картошку и дрели, а кто-то оказывает услуги по корректировке страниц с отзывами.

6

Комментарии:

пока отсутствуют...

Социальная сеть Заделом © 2024