ЗАДЕЛОМ

Шедевры без экранизации. Большие и маленькие.



Более года назад
Максим

В прошлом обзоре я описывал книги из жанра фантастики, которые очень пришлись мне по вкусу и были однажды экранизированы. Произведения, зачастую, были известными, если не сказать больше, легендарными. Сегодня же речь пойдет о творениях, некоторые из которых также довольно популярны у читателей, а другие наоборот, не особо известны широкой публике. Но главное, что их будет объединять, это отсутствие экранизаций, хотя по моему мнению те произведения будут того достойны.

Доброго времени суток.

Приступим к нашему фантастическому обсуждению. Сразу и без лишних слов.

1. «Час быка» Иван Ефремов, 1965-1968 обзоргг.

приглашение на сайт отзывов

Иллюстрация из книги. Изображение в свободном доступе.

Сюжет романа развивается спустя несколько столетий после событий другой книги автора, «Туманности андромеды». От собратьев по разуму земляне узнают о существовании далекой планеты Торманс. Как оказывается позже, ее обитатели, по сути, являются теми же людьми, некогда покинувшими родной дом и оказавшимися в далеком краю галактики. На Торманс снаряжается экспедиция, которая по прибытии обнаруживает, населяющие его люди живут в тоталитарном обществе, одновременно напоминающим маосистский Китай 60-х, капиталистическую Америку, ну и, конечно, отчасти само СССР. Высадившись на планете, земляне вступают в контакт с местным населением и их главами, что в итоге возымеет для всего общества Торманс далеко идущие последствия…

Одно из последних крупных творений мастера отечественной фантастики, поднимающее важные социально-философские проблемы. Эта книга также является самой скандальной в библиографии Ефремова. Ее публикация вызвала целый вал гневной полемики в адрес автора, исходящего с самых низов, вплоть до самых верхов партийной организации Страны Советов (романом был крайне недоволен сам Андропов). Прекрасно понимавший остроту поднятых им в книге вопросов, Ефремов как мог «сглаживал углы», всячески открещиваясь от любых параллелей сюжетных перипетий с советской действительностью. Не вышло. Вскоре после смерти писателя в 1972 году «Час Быка» оказался под запретом, который не был снят вплоть до конца 80-х. Возможно, именно потому это произведение Ефремова не было экранизировано ни разу. Но, если вы читали эту книгу, то наверняка согласитесь со мной, что она того стоит.

2. «Когда в доме одиноко» Клиффорд Саймак, 1959 год.

Иллюстрация из книги. Изображение в свободном доступе.

Другое название этого рассказа, звучащее ближе к оригинальному, «Смерть в доме».

По сюжету одинокий старик-вдовец, нелюдимый и крайне ворчливый, живет в своем доме на окраине деревне, ведет хозяйство, занимается огородом, держит скотину… Однажды, отправившись в лес на поиски пропавшей коровы, главный герой находит неизвестное ему, растениеподобное существо. Неведомое создание оказывается далеко не в самом лучшем состоянии, и потому старик по-человечески решает помочь ему, принеся домой. Существо в итоге все-таки умирает, а решивший отдать ему последнюю дань старик неожиданно сталкивается с отсутствием человечности у окружающих его людей…

Короткая и вполне понятная история. Но вместе с тем грустная, и необычайно проникновенная, заставляющая задуматься о том, что есть на самом деле человечность и как важно не только получать любовь и заботу, но и делиться ими с кем-либо. Из этого произведения могла бы получиться прекрасная фантастическая драма (поджанр не столь часто встречающийся), своего рода фильм-бенефис одного актера, ибо персонаж старика в рассказе занимает большее место, задавая общий тон повествованию.

Стоит заметить, что у известного американского писателя-фантаста Клиффорда Саймака такие гениальные короткие истории далеко не редкость. Я бы мог привести в пример другие его творения: «Кто там, в толще скал», «Прелесть», «Мир, которого не может быть», «Упасть замертво» и другие. Если у вас появится желание, то настоятельно рекомендую ознакомиться с ними.

3. «Черный камень» Север Гансовский, 1978г.

Иллюстрация из книги. Изображение в свободном доступе.

По сюжету художник едет в Казахстан, дабы набраться свежих впечатлений и написать новые живописные полотна. Поселившись в одиночестве, в уютном домике, в горах, главный герой приступает к поискам вдохновения. Однажды, у него на глазах, рядом с жилищем падает небольшой метеорит. Отыскав и притащив домой гостя из космоса, художник вскоре начинает замечать, что черный камушек не простой, а живой. Он растет и развивается, день за днем, постепенно превращаясь в некое, неизвестное существо…

Рассказ написан в форме повествования от первого лица, с изрядной долей иронии и, в то же время, пронизан атмосферой пугающей таинственности. При должном мастерстве из такого материала можно снять крепкий триллер, по духу похожий на «Нечто» Джона Карпентера. Тут, конечно, не будет тех ужасных трансформаций и ощущения всепоглощающей паранойи. Зато будет лавкрафтовское одиночество и тревога перед непознанным, находящимся за гранью понимания.

4. «Схизматрица», Брюс Стерлинг, 1985 год.

Фрагмент обложки книги. Изображение в свободном доступе.

Наверно, одна из самых необычных книг в жанре фантастики, которые мне доводилось читать.

Сюжет ее описать не так уж и просто. События происходят в течение длительного времени (порядка полутора столетий), в далеком будущем, когда все технологии на Земле оказались под запретом. Не желающие мириться с этим ограничением люди ушли жить в космос, а пытаясь приспособиться к новой среде обитания, начали привносить в свои тела изменения. В  связи с этим человечество разделилось на две группы: механистов, совершенствующие себя при помощи кибернетики, и шейперов, доводящих свои организмы до идеала при помощи генетики и медицины. Отношения между двумя фракциями оказались весьма натянутыми, что и привело в итоге ко всем описанным в романе происшествиям…

Интересный мир, непростой сюжет, этим, прежде всего, запоминается произведение Стерлинга. И, в то же время, некоторые вещи, показанные в книге, могут вызывать у читателя отвращение, или эстетический дискомфорт, некоторые могут вызывать неловкое ощущение недопонимания. Но это стоящая книга, собравшая множество наград, отнюдь не на пустом месте. Экранизировать такую вещь было бы весьма непросто и в то же время, весьма интересно. Ведь получившийся в итоге продукт мог быть весьма неоднозначным, балансирующим на грани авторского кино «не для всех» и массовой фантастики для широких масс зрителей.

5. «Хребты безумия» Говард Филлипс Лавкрафт, 1931 года.

Представитель древней инопланетной расы. Изображение в свободном доступе.

Экспедиция отправляется в Антарктиду с целью исследовать и нанести на карту новые земли. Но вместо этого люди обнаруживают следы древней инопланетной расы, а также таящийся в руинах их поселений ужас…

Одно из известнейших творений американского писателя ужасов, наряду с «Зовом Ктулху» и «Мглой над Инсмутом». И в то же время ни разу не экранизируемое. И дело здесь вовсе не в своеобразном стиле изложения, или в литературном языке самого Лавкрафта. Я насчитал, по меньшей мере, три попытки голливудских киноделов перенести данную повесть на экран. Однако всякий раз вмешивались обстоятельства. То не получалось найти необходимые средства. То не удавалось договориться о графике съемок. То утрясти проблему с ожидаемым возрастным рейтингом будущей картины. Подумать, прямо-таки мистика! А вот само произведение, не смотря на репутацию автора, отнюдь мистикой не является. Это чистопородная фантастика. Пусть и немного сказочная, по нынешним меркам. Просто надо учесть, что писалась повесть в далекие 30-е годы двадцатого столетия. Во времена, когда над нашими головами не летала целая стая разнообразных спутников, не было навигаторов, компьютеров, а на самой Земле-матушке еще оставались неизведанные, полные тайн места.

6. «Смертоносный мусор» Джеймс Уайт, 1964 год.

Изображение в свободном доступе.

Далекое будущее, человечество осваивает Солнечную систему и, по мере, своей экспансии оставляет в космосе все больше мусора. Временами эти чуждые вселенскому вакууму предметы образуют смертоносные потоки, сулящие неминуемой катастрофой, в случае их встречи с космическим кораблем. Так произошло и с грузопассажирским транспортом «Подсолнечник». В результате произошедшей на нем аварии, в межпланетное пространство попало множество обломков. Теперь они угрожают космическому судоходству. Отряд полицейских получил задание, взяв с собой выжившего в аварии на «Подсолнечнике» механика, исследовать поток смертоносных частиц, добыв достаточно информации для устранения опасности…

Рассказ британского писателя-фантаста представляет собой детектив в его лучших традициях. Здесь тебе и диалоги, и запоминающиеся персонажи, и полагающаяся для данного жанра интрига. Есть даже немного экшена и триллера. Добавьте к этому всему антураж космических перелетов и готово! Что еще нужно для хорошей экранизации? Наверно, чтоб кто-нибудь из кинематографистов заметил данный материал. А пока это исключительно литературное произведение, весьма увлекательное и запоминающееся.

На этом я закончу. Спасибо за внимание.

Всем прекрасных книг и кино! Пока!

2

Комментарии:

пока отсутствуют...

Социальная сеть Заделом © 2024