В каждой семье – свои меры воздействия на поведение детей. Оригинальные методы и принципы воспитания. Кто-то воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детские годы. А кто-то, наоборот, старается не повторять роковых ошибок своих родителей.
Не все мы – ученые педагоги. И не все мы знаем точно, как правильно воспитывать своего ребенка. Как привить ему знания – что хорошо и что плохо; что можно и что нельзя. Если ребенок настойчиво и упорно делает вещи, которые недопустимы или чреваты негативными последствиями, как поступать нам, взрослым? Когда разговоры и внушения не помогают, и дипломатия не работает. Наказывать?
НАКАЗАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНЫМ
Я не буду говорить сейчас о рукоприкладстве (побоях, подзатыльниках и шлепках ремнем…). Именно это я как раз и считаю недопустимым и аморальным.
За мною и моими младшими братьями в детстве гонялись… тапки. Мамины тапки, брошенные ею в отчаянии. Плюшевые тапки, мохнатые, клетчатые шлепки, кожаные и пушистые с помпонами – они летали за нами, а мы искусно уворачивались от этих тапок, убегали и прятались за углами, дверями и шкафами. Нашей реакцией на эти брошенные тапочки был веселый смех, от которого мама почему-то злилась еще больше. Она бегала за нами, бросала их снова и снова, пока ей самой не становилось смешно. Это был мамин метод воспитания детей (когда мы не понимали слова).
Папа редко нас наказывал. Нет, не так. Папа редко нас воспитывал, потому что он редко бывал дома. И в основном он был добрым, и никаких попыток к нашему воспитанию не предпринимал. Пока мама на него не надавит. Но иногда мама давила, и тогда папа становился строгим и сердитым. Самое страшное, что мы от него слышали:
- Так, дети, несите сюда дневники. Буду уроки проверять.
Нашу веселость как рукой снимало. Теперь мы становились серьезными и грустными.
Но если папа был «навеселе», то и строгая проверка уроков была для нас радостным праздником. Потому что папа пьяный – это было классно! Он шутил с нами, смеялся, подбрасывал нас в воздух, чем очень злил маму. Мы очень рано поняли, что когда папа «навеселе», то мама наоборот сердитая.
Когда мой сын был маленьким, самое страшное наказание, которое я могла придумать для него – это сидеть в кресле. Я говорила:
- Залезай в кресло и сиди там!
Наказание обычно длилось недолго, потому что сын не мог вообще находиться без движения. В кресле он стоял на голове, скручивался в «бублик», елозил и плакал горькими слезами - давил на жалость. И всегда просился в угол. Я не выдерживала и выпускала сына на свободу. Вот и все наказание.
Лояльные родители – лояльное воспитание.
А вот моей подружке не повезло. Хоть и училась она на одни пятерки, и в школе примерное поведение было, и закончила школу с золотой медалью. Но мама у нее была строгая. За малейшие шалости Наташку дома ожидало стояние в углу на гречке. Представляете! Голыми коленками – на колючую гречку! Мы все так удивлялись. Ну какое-то средневековье! Инквизиция. А Наташка даже не обижалась на мать. Говорила: «Да я забыла картошку почистить». Или: «Мама говорила белье снять с балкона, а я гулять побежала…» И назавтра она снова бежала с нами гулять, зная, что снова получит свою порцию гречки.
ДЕТСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Да, дети спорят с нами. Они отстаивают свое право иметь мнение, отличное от нашего. Иногда это отстаивание приобретает странноватые черты.
Мой брат, например, в магазине часто устраивал «показательные выступления» - мама их так называла. Он падал на пол и в истерике колотил руками и ногами, кричал и требовал купить то, что он хотел. Мама спокойно брала его подмышку и уносила. Я шла следом, привычная к таким сценам.
А вот у младшего брата была совершенно другая тактика. Если его что-то не устраивало, он делал очень грустное лицо и с опустошенным видом просто уходил «куда глаза глядят». Молча. Просто шел и шел. Приходилось его догонять, брать за руку и вести в нужном направлении. Но как только моя «хватка» ослабевала, он снова шел по своему пути с выражением вселенской тоски на физиономии.
Что я хочу сказать. Относитесь бережно к внутреннему миру и психике своих детей. Ведь все что вы сделаете и что скажете – останется в их памяти. И так хочется, чтобы в воспоминаниях осталось только хорошее. Не перегибайте палку в воспитании. Не переборщите с мерами воздействия.
НАКАЗЫВАЙТЕ, НЕ УНИЖАЯ РЕБЕНКА
Хочется рассказать одну историю, которая случилась со мной в 1 классе. Учительница, к которой мы пришли первоклассниками, проработала в школе недолго – всего несколько месяцев. Но я ее запомнила. Особенно один эпизод.
Девочкой я была спокойной и задумчивой. Выполняя домашнее задание по русскому языку, я однажды ошиблась и начала делать не то упражнение. Поняв свою ошибку, я решила все исправить и очень аккуратно и красиво (как мне казалось) зачеркнула каждую написанную строчку в тетради. Так получилось ровненько. Даже помню, как я любовалась, глядя на страницу. Но в классе на следующий день меня ожидал ад. Я была выставлена у доски, громко и позорно отругана учительницей:
- Может, тебе на лбу нарисовать такие полоски? Посмотрите на нее. И посмотрите на ее тетрадь!
И тетрадь моя тоже была выставлена на всеобщее обозрение, как и я. Учительница даже пронесла ее вдоль рядов, чтобы все хорошо рассмотрели то, что я «соизволила вытворить», и ужаснулись. И все охали и ужасались. А я стояла одна перед классом с опущенной головой, красная, и слезы капали на крашеные доски пола. Я даже запомнила эти доски и щели между ними, куда капали мои слезы.
Так и не смогла забыть чувство своего унижения в тот момент.
Не травмируйте детскую психику. Нельзя унижать и ранить детей. Ведь они не могут ответить. Они в зависимом положении и доверяют нам, взрослым. Доверяют безоговорочно. А доверие – штука хрупкая. Как и детские наивные души.
Хочется еще раз попросить: берегите своего ребенка. Ведь ему еще взрослеть и воспитывать своих детей. Так пусть он их воспитывает на хорошем примере своих родителей.
Мне кажется что даже грубость и некоторое "прикладство" в плане наказания за дело, это не так уж и плохо. Жизнь и должна быть. Жизнь и будет бить, так запоминается лучше. Но в плане воспитания, считаю, что важно ценить выбор ребенка, давать ему принимать решения и быть в ответе за возможные последствия. Меня воспитывали не так. Мать создала парниковые условия, в конечном и тогде это привело к неминуемому кризису, так как у меня высокая степень свободолюбия. Ничего меня не раздражало так сильно, как постоянные попытки сделать все все все за меня. Даже одежду мне купить без согласования ))) Это приводило к нервным срывам, а потом и вовсе к глобальному разрыву. Да, сейчас немного общаемся, но побыв недавно с месяц снова поблизости, понял, что бежать нужно как можно дальше. Напишу наверное полноценную запить под это дело.
Мы просто разговаривае. Разговариваем на разные темы. Я стараюсь что бы ребёнок вник в проблему которую он сотворил. Почему так поступил. Как это исправить. Я далеко не педагог. Но если ругать и не дай бог бить ребёнка. Он просто отдалится, перестанет вобще идти на контакт. Ведь человек родился, он уже личность. Он будем так говорить- гость в нашем доме. А гостей нужно уважать. Друга-ценить.
Я, как говорится повторяла своих родителей и наказание за проступки был угол. Там мы с сыном обсуждали его поведение и возможные методы избежать наказания.
Оказывается все очень просто, делай что говорят тебе взрослые вовремя и сразу. Таким образом можно вообще избежать наказания и жить в мире и согласии. В последствии у нас так и получилось с сыном, говорят тебе и делаем сразу, не откладывая на потом.
Стимулирует к дисциплине и ответственности за свои действия. Задания полученные от родителей нужны для того, чтобы приучить правильно жить ребенка во взрослой жизни. Быть собранным и работоспособным!
Когда у сына появился свой ребенок, вспомнил меня и наши разговоры о поведении. Говорил, что в его воспитании я выбрала правильную тактику. Было все доходчиво и предельно понятно!
Существует точка зрения, что душа человека перед своим воплощением на земле по своему желанию выбирает условия для своего земного пути, в том числе, и подходящую для этого семью. Эти условия оформляются в виде договорного соглашения.
Вот и получается, что каждый из нас вне зависимости от земного возраста выполняет свою определенную роль, предусмотренную такими договорными отношениями.
Соблюдаешь требования договора - молодец, получи свой пряник. А нарушаешь положения соглашения - будь любезен понести ответственность за это вплоть до телесного воздействия.
Лучше всего находиться где-то посередине, что называется в рамках приличия. Тогда есть шанс, что и договор не нарушишь, и станешь другом духовного существа, которое в данном воплощении решило побыть твоим ребенком, чтобы приобрести необходимый для себя опыт...
К сожалению, мы все не идеальные родители и совершаем ошибки, за которые потом может быть стыдно. Я тоже не исключение. Это сейчас я понимаю, где и когда поступала неправильно, в силу своего возраста и опыта, реакции на некоторые эпизоды из воспоминаний уже взрослой дочери.Но тогда брали верх эмоции, неумение держать себя в руках, желание воспитывать ребенка, чего-то от него добиваясь.
В общем. все сложно.
Давать советы очень легко, только выполнять трудно. Наказывать детей за дело нужно обязательно. Конечно бить и пытать ребёнка гречкой это уж слишком. А вот сделать строгое лицо, да такое, чтобы сразу поняли всё, повысить голос это нужно. И у меня очень хорошо получалось. Особенно...
Думаю, что проблема воспитания детей в семье актуальна для всех. Жаль, что не в каждой семье о ней задумываются. В некоторых дети растут, как трава. Удивительно, но иногда вырастают очень даже приличными людьми. А сколько сейчас фактов ужасного обращения с детьми? Регулярно в...