Прежде, чем дать простые рекомендации, как обеспечивать себя заказами без рекламного бюджета, стоит поговорить о главном - о ваших убеждениях и опыте. Всем нам знаком эффект "первой привычки", когда мы что-то научились делать (впервые в жизни) по определенной схеме, то после уже сложно приучить себя делать это иначе. Вообще переучивать себя довольно сложно, если ты уже не ребенок, и уж тем более есть наработанный опыт. А уж смена мышления для некоторых вообще нереальный процесс.
В 2017 году я ничего не знала о фрилансе, заработке в интернете, о существующих интернет-профессиях. Все познавала постепенно, изучала новое и закрепляла опытом. И хвала богам, что я выбрала путь самоучки, а не влила деньги в дорогостоящий курс от одного наставника, потому что только это позволило мне выбирать разных учителей, от которых впитала лишь самое лучшее.
1. Еще в то время, когда я не умела даже отзыв в три строчки толком написать, мне попались очень толковые рекомендации про копирайтинг будущего. Тогда еще о нейросетях толком никто не слышал, но думающие люди понимали, что будущее за авторским контентом, а не SEOшным мусором.
Так вот именно так я и училась с самого нуля писать: развернуто, с погружением в тему, не жалея символов, без оглядки на SEO, лишь при редактуре нативно вставляя в ключевики. Статья в 10 тысяч символом для меня норм. И всегда это на руку играет, как в плане продвижения своих сайтов, так и для статей на любом контентом сайте. Я НЕ копирайтер, однако авторский контент составляет половину моих доходов на фрилансе.
Это был пункт про привычку.
2. В том же славном 2017 году у меня случился негативный опыт с покупкой курса. Ну это банально: купила кота в мешке (в коробке), а он давно сдох. Выбросив однажды деньги на ветер, я зареклась вообще сливать бюджет в интернете, поставив себе целью зарабатывать их.
Я имела хорошее представление о рекламных затратах, так как в прошлом немало отработала в HR (там только на одни сайты HH и Rabota был недельный бюджет в 50К, на 2015 год!). Но откуда у меня такие деньги, даже на тест РК Яндекс.Директа было жалко тратить, ведь никогда знаешь, сможешь ли отбить вложенные средства. Я приняла решение брать только бесплатных клиентов, затрачивая на их поиск не деньги, а время. Так и работаю уже шесть лет...
Это был пункт про убеждения.
Для чего я столько написала про привычки и убеждения? - из-за наблюдений за своими коллегами и партнерами. Если человек реально убежден, что "это так не работает", то у него и не будет работать, как ни крути! У меня напротив, НЕ работает реклама, бюджет всегда в канализацию идет, даже если для меня настраивают РК профессионалы. Ну может слышали про материальность мыслей там, или про Трансёрфинг? Верь не верь, а от личного настроя, убеждения и привычек зависит если не все, то многое.
Так что если вы реально хотите брать клиентов бесплатно, то вы их возьмете, вот зуб даю! А ниже напишу банальные действия, которые мне приносили клиентов и 6 лет назад, и сейчас.
По логике, это должен был быть последний пункт, однако именно сарафан стал приносить мне первых клиентов. Тогда я ничего толком не умела, едва разобралась как в Канве работать, да отзывы правильно оставлять. Но уже с первого месяца я начала потихоньку рассказывать о себе знакомым (родственникам сначала), что вот, если вам баннер нужен какой, или пост в соцсети грамотно оформить - обращайтесь. Первый заказ сделаю бесплатно! И так с каждым новым опытом: чему-то научилась, и сразу в копилку портфолио беру, да ненавязчиво о себе другим рассказываю.
Первые заказы и правда делала бесплатно. Хоть профессионализмом там и не пахло, зато выкладывалась максимально, предоставляя лучшее качество, которое я только могу из себя выжать. Ну и так шаг за шагом. А через год мне уже начали писать незнакомые люди, которые узнали обо мне от знакомых их знакомых. А кому нравилось работать со мной, обращались потом повторно.
То, что Услуги себя изжили, и что там исполнителям не протолкнуться - это миф. Об этом я вот подробно пишу на своем блоге (на дзене), а вам лишь кратко скажу: проведите эксперимент, станьте там заказчиком.
Я долго не могла понять, почему на Услугах я всегда спокойно выцепляю интересные для меня заказы только через бесплатные отклики, а моя коллега каждую неделю по 2-3 рубля в продвижение вкладывает. Ну вот убеждения у нас разные и подход.
Каждый бесплатный отклик я отрабатываю максимально, уделяя внимание боли заказчика, даю сразу ценность (бесплатный совет, например). И даже если на один заказ 25-30 откликов, заказчик со мной связывается в 90% случаев. А коллега моя идет строго по схеме: закинул деньги → отработал входящие заявки по речёвке → взял клиента, от которого и не знаешь, что потом ожидать. У меня с бесплатным подходом клиентов были не меньше, только я сама выбирала их и проекты, с которыми мне точно интересно работать. Так вот, однажды я сама провела эксперимент, попросив знакомого разместить заказ на Яндекс.Услугах и скинуть мне все отклики, которые он получил. Позже, просматривая их, я чуть в пол от стыда не ушла за моих "коллег", ведь почти все отклики были шаблонные, часто с ошибками, со ссылками на их сайты/странички. Я со стороны увидела, как мой отклик, в котором я сразу пишу про работу над конкретным заказом, выгодно отличается от других. И вопросы на счет "конкуренции" отпали сами собой.
Просто делайте качественно свою работу, начиная от первичного сообщения к заказчику, и никакая конкуренция на данном сервисе вам будет не помеха.
И последнее, чем я никогда не брезгую пользоваться, это отправкой адресных предложений тем заказчикам, над проектами которых мне было бы интересно работать. Не нужно спамить и устраивать массовые рассылки, с подменой [name], напишите конкретному лицу (компании), предоставьте целевое предложение. Кратко обрисуйте, как вы нашли их, почему вам было бы интересно с ними работать.
С е-мейл рассылкой я не часто балуюсь, но конверсия впечатляет и по сей день. На 10 отправленных адресных писем, 2-3 обратной связи.
А вот работать через мессенджеры я не рискую, т.к. лично мне не нравится, когда от левых контактов получаю предложения в востап или телегу. Отправляю в спам не глядя. Кто-то уверяет, что и соцсети неплохо работают, однако тут личного опыта у меня нет.
Работают неплохо, однако у нас речь про бесплатных клиентов, а тут нужны вложения. А вот с бесплатных досок объявлений у меня однажды пришел клиент, это был сайт где.ру или доски.ру, точно не помню.
Если у вас нет денег на рекламу, или вы принципиально не хотите вкладываться в поиск заказов, то никто не мешает вам найти клиентов бесплатно. Да, это требует свободного времени, но найти 30-40 минут по утрам или вечерам всегда можно.
Составьте свой личный список сервисов, где вы будете искать заказы, каждый день выделяйте время на мониторинг этих сайтов и размещения бесплатных объявлений (отработку откликов). Главное подходите к каждому потенциальному клиенту с душой, предоставляя уже на ранних этапах качество, устанавливайте доверие. Все это комплексно может в самые короткие сроки закрыть вопрос с поиском новых заказов. Ну а далее включится сарафан, и вам не придется вообще думать о рекламных затратах.
Презентация красивая. Хотелось бы увидеть ваш сайт/блог, страницу в ВКонтакте, чтобы так сказать увидеть товар лицом. Глядишь, начнем и дальше распространять по сарафану ваш маркетинговый гений ) Кроме шуток, интересно посмотреть на результаты ваших трудов, и, собственно, ваши дизайнерские решения в части банеров, особенно, которые предлагаете бесплатно.
В своё время спустя 5 лет самостоятельного плавания как эдитор и визуализатор я попала на курс по визуалу. До этого сама год пыталась заработать на телефон, потом на часы и т.д. Естественно, с косяками, но это потом.
Так вот, на курсе нам предлагали писать в Директ (тогда ещё не заблокировали запрещёнку) потенциальным клиентам с предложением оформить профиль за символические ≈ 500₽. Либо же можно было оформить свой профиль. Я долго думала, за кого взяться, а потом такая "я же могу написать парикмахеру, которая меня красила!". Но просить деньги с неё было тогда неудобно, она же и матери могла рассказать в следующий приход, мало ли что. В итоге предложила работать бесплатно, а потом поняла, что не сойдёмся :/ так я и начала дальше работать только над своим профилем. А первый клиент потянулся спустя год, на почти голом на тот момент по части прогрева профиле, только визуал. Своеобразный опыт с ним получился, конечно... :)
Да, вами проделан непростой путь. И теперь вы прекрасно ориентируетесь, можете давать советы другим, как и что лучше сделать.
Конечно, хочется освоить всё в короткие сроки и сразу получать прибыль. Но так не бывает. Нужно вложить очень много собственного труда. И тогда что-то забрежжет на горизонте.
Спасибо за советы, вашим начинающим коллегам они точно пригодятся.
Полностью согласна с автором статьи,вполне реально найти заказчика, не тратя на рекламу не рубля. Ищу сама без вложений 15 лет, успешно. Мой принцип в сети, зарабатывать и не тратить. Главное уметь заинтересовать клиента, дать то что он хочет.
Я однажды заплатила несколко тысяч за курс по копирайтингу, прошла его получила какие-то знания, и получила небольшой выхлоп по результату с приобретенных знаний. Но мне показалось это недостаточно, я расстроилась и решила, что больше пока не готова покупать какие-то еще курсы и стала изучать бесплатные материалы и курсы. Но они все кажутся однотипные, шаблонные, поэтому я больше стараюсь наглядно смотреть, кто, что и как пишет. Как говорится любой опыт пригодится. Ваши шаги по поиску клиентов возьму на вооружение, попробую тоже) Благодарю за статью!
У меня хороший трафик с заказами шëл в своë время из ВК, когда можно было стучаться в друзья ко всем подряд, потом там всё умерло после добавления функции запрета незнакомцам ломиться в други, большущая часть аудитории в то время свалила в инсту, после запрета инсты часть вернулась но соцсеть ВК это уже не оживило. С телегой тоже беда, знакомые не хотят подписываться на канал, хотя сделал визитки с QR кодом и чуть ли не в р#жу каждому сую с инструкцией по добавлению нового тела в канал... Не хотят, не удобно, большинство сидит на WhatsApp. Несколько месяцев назад начал вести YouTube канал, там трафика побольше, но чтобы оттуда кто-то пришёл на заказы, должна быть репутация и лояльное ядро аудитории которое вас поддержит.