В России не найдется человека, который бы не был знаком с новогодней комедией "Ирония судьбы, или С легким паром". Невозможно не посмотреть эту кинокомедию, если вот уже пару десятков лет ежегодно, в преддверии новогодних праздников и все новогодние каникулы, этот фильм показывают по всем телевизионным каналам, да не по разу.
Да даже и не включая телевизор и то от "Иронии судьбы..." нее не отделаться, потому что непременно кто-то да заявит о гадости "этой вашей заливной рыбы" или вспомнит, что "тепленькая пошла", а уж шутка про то, что "я с прошлого года ничего не ел" стала настолько расхожей, что звучит как завзятая банальщина.
Вот такой у нас традиционный Новый год: с елкой в комнате, мандаринами на столе и с Женей Лукашиным в телевизоре.
Да, понимаю, традиция традицией, но, честно говоря, приедается. Я, например, эту комедию уже давно не смотрю, потому что помню буквально покадрово. Но когда готовлю новогодние закуски и салаты, все-таки включаю именно этот фильм и слушаю: верю, что это создает новогоднее настроение, чем улучшает вкус готовящихся блюд.
Наивно?
Возможно. Но это все-таки традиция, которая настраивает на новогодний лад.
*****
В этом году, уже после основных новогодних дней, числа четвертого, читаю в интернете разбор "Иронии судьбы..." то ли "психологами", то ли кем-то, кто на теме разгрома советских фильмов "кормится".
Повторять перлы самого "разбора" не стану. Просто скажу, что Лукашина определили в инфантила-алкоголика, проживающего с мамой, Надя получила клеймо женщины, с очень и очень низкой социальной ответственностью, Ипполиту - золотому мужику - сильно сочувствовали, а друзей Лукашина "топили".
В общем и целом, резюме автора разбора-разгрома сводилось к одному: Рязанов прививал антисоветские ценности, и фильм сам по себе исключительно антисоветский.
Но я сейчас не о самих критиках-разборщиках, а о том, что своим антигуманным разбором (там сплошь оскорбления) они заставили задуматься о героях "Иронии судьбы...". У нас ведь действительно "глаз замылился" - привыкли, насмотрелись, не замечаем многого.
Вдруг все-таки критики правы в сути, естественно, а не в форме, высказываний и фильм и правда насквозь антисоветский, развращающий и пропагандирующий пьянство.
Первое, что приходит на ум - это то, что у нас и сегодня, в каждом городе, стоят дома 97 серии - панельные девятиэтажки. И наименования улиц часто совпадают.
В вашем городе есть улица Строителей? В моем есть. И в Екатеринбурге есть улица Строителей, и в Астрахани есть, и в Новосибирске. Так что, в части тиражирования серий жилых домов и названия улиц, Рязанов не только современные ему вещи ухватил точно, он еще и в будущее заглянул.
Я не стану описывать сюжет, фильм и правда всем известен, так что смысла не вижу. Я сразу про "пьянство" в бане. Вообще-то, ситуация тоже самая, что ни на есть типовая. Не то, конечно, что человек упился до бессознательного состояния - это как раз не типично, но случалось - и его "погрузили" в самолет и отправили в Ленинград.
А вот дальнейшее развитие сюжета - это да, выдумка. И комичная, и мелодраматичная, и лиричная, и романтичная выдумка и режиссера, и сценариста фильма.
Ведь фильм-то не про типичные строения, улицы, квартиры, города, а про нетипичные тропинки судьбы, которыми герои фильма должны пройти, чтобы соприкоснуться с любовью. Фильм про людей и про любовь. Про то, что первое впечатление может быть обманчивым, что в каких-то ситуациях достаточно и двенадцати часов, чтобы узнать человека и понять, что это именно твой человек. Что Надя оказалась отважнее Жени, не побоялась приехать и "навязаться", и что Женя не упустил свой счастливый шанс.
Фильм тем и хорош, что он предлагает тот финал, который угоден зрителю.
Я смотрю этот фильм, кажется, всю жизнь.
Смотрела ещё тогда, когда в платье снежинки таскала из кухни в комнату на праздничный стол тарелки с колбаской нарезкой, салатники с оливье, ласточки с селёдкой под шубой.
Шли годы, смеркалось, салаты и шубу готовила и таскала на стол уже я сама, но уже в более скромных одеждах, а "Ирония судьбы все звучала из телевизора.
А этом, то есть, уже в прошлом году ничего не изменилось.
Конечно, шли годы, и нет-нет, да задумаешься, а не пропаганда ли это необдуманных поступков под воздействием алкоголям, а не ода ли это дамскому легкомыслию под давлением последнего шанса...
В сердце ножом стало продолжение. Как по мне - проект провальный! Смотрела однажды в кинотеатре и теперь всячески избегаю сего киношедевра.
А Иронию Рязанова смотрю каждый год, потому что знаю, что тюфяк Женя вернётся к своей ждунье Галочке, а Надя останется с настоящим мужчиной Ипполитом.
Я , как и Вы, кажется всю жизнь смотрю "Иронию судьбы" по Рязанову. Но только в 2025 ирония видится мне иначе весь этот Новогодний фильм.
Меня зацепил Ваш комментарий в части про ждунью Галочку.. А ведь нас и учили, что женщина всегда прощает, ждет, терпит возвращает и это ЛЮБОВЬ!??
А туфяки-Лукашины выбирают себе звездочки поярче, как Надя и кружат с ними, пока те не погаснут. А потом приползают к Галочкам "доживать".
Я бы не хотела, описанного вами финала, поскольку Галочка тоже должна быть счастлива, а не ждать всю молодость в иллюзии счастья! Да и какое это счастье-то после предательства?!
А Ипполит, как образ отрицательный по фильму, очень даже вписался бы в современные реалии. Еще и фору бы дал современным мужчинам. К нему бы подошла поговорка:"Где вы учились, я уже преподавал!"
Возврат Нади к Ипполиту, если бы он ее принял, был бы подарком, который она заслужила очень условно, как мне кажется.
В "Ирония судьбы. Продолжение" Тимура Бекмамбетова все так и получилось. Галочка с Женей, Наденька с Ипполитом. У первых сын, у вторых дочь.
Но... Лучшие этот киношедевр не смотрите. Просто знайте, что все потом будет как надо.
У меня это произведение ничего, кроме печали и, даже где то, отвращения к отпрыску семьи Лукашиных, не оставило.
"Ирония судьбы!" Рязанова выгодно отличается от современного продолжения (фильм 2007 года). Как бы его не разбирали и не поливали грязью в интернете.
Так получилось, что в 2025 "Иронию судьбы "показывали не в Новогоднюю ночь, а уже позже, и в дневном эфире.
Ну да- я тоже пересматривала фильм, только частично, Знаете на чем себя поймала в этом году?- не поверите! На образах в прямом и переносном смыслах.
Вот несколько ассоциативных примеров:
Пальто на героине , Наде, такое же как у меня было в 8 классе! Ленинградской фабрики, не модное уже, но года его не взяли и моль не съела (у меня до сих пор висит в приличном виде, просто как память) !
А еще, в моем городе нет улицы Строителей, но есть Аллея Строителей и дома на ней не типовые, так, чтобы все было одинаково и открывалось, по иронии, одним ключиком, как в фильме "Ирония судьбы", так что утверждение автора по этому поводу очень спорно, но не в этом суть.
Как-то посмотрела я в этот раз, на "Иронию судьбы" по- иному. Женя Лукашин, хоть и представлен, как положительный мужской образ, но как-то все ему по фильму легко далось. Без особых усилий с его стороны.
Сказала мама, что уже старенькая, надо сынок жениться- Опа! Женя уже в Ленинграде, и не где-нибудь, а у учительницы в квартире. Как-бы подводя зрителя к мысле о том, что две уважаемые профессии учитель и хирург составляют неплохую пару глазами общества! Не потому ли Надя не не простая уборщица, что врачу бы она не подошла по статусу (условно) ?
Опять-же одобрение педагогов с работы Нади: вопрос в том, почему они Ипполита ниразу не видели до этого Нового года? Ведь пары Женя и Галя - Надя и Ипполит, по задумке сценария, давно встречаются, жениться собирались!
Получается подвыпивший Женя, отпустил пару колкостей в адрес жениха Нади (я условно) и она с легкостью меняет свое отношение к человеку в промежутке пары часов- странно!
А Женя Лукашин, движимый порывом страсти,перечеркивает годы встреч с Галей, которая тоже ждет от него кольца на палец. Молодая и найдет себе еще!
Прилетает домой в Москву. Отчитывается маме и ложиться спать. И о чудо!-моя Надя приехала! Через пару часов привезла веник!
Раньше я думала, что это романтично и смело, а теперь-это просто смешно в моих глазах! Получается не мужчина доказывает свое отношение поступками для женщины, а женщина, проявив смелость и наглость в борьбе за мужчину! Амазонка, заискивающая перед будущей свекровью, интересуясь ее мнением о своем поступке.
А дальше, наверняка, Надя впряжется в повозку отношений и повезет на себе всю моральную и эмоциональную часть семейной жизни!- так что-ли?
А Женя Лукашин будет принимать ( брать что дают), и хорошо если с благодарностью.
Давольно странные аспекты открываютя в этом чудесном новогоднем фильме про любовь, для меня, во всяком случае, это так.
Не это ли причина , по которой Андрей Мягков так не любил "Иронию судьбы" и своего гегоя Женю Лукашина. Который затмил собой все серьезные и глубокие роли актера Мягкова. Как пример: роль Алексея Турбина в фильме 1976 г "Дни Турбиных" или Карандышева из "Жестокого романса".
А ведь актер Мягков не был актером одной роли. Он имел огромный багаж разнообразных образов и ролей и так не хотел чтобы его сравнивали только с Лукашиным, как с наиболее узнаваемой ролью.
Мне почему-то кажется, что Эльдар Рязанов вообще не вкладывал в этот фильм какие-то глубинные смыслы и, уж тем более, антисоветскую пропаганду. Снял обычный (хотя здесь я не права, он явно не обычен, раз пользуется таким успехом который год) развлекательный фильм. Лично мне самая неприятная в нем часть - это завязка и момент пьянства до беспамятства. Предательство Жени Лукашина и его неожиданно вспыхнувшие чувства тоже не вызывают восторга, но морализаторство здесь, наверное излишнее. Как раз по причине того, что к Гале у него настоящего чувства то и не было, как и у Нади к Ипполиту. Так, мама хочет устроенной личной жизни для своего взрослого ребенка, время поджимает, так принято, да и кандидат (кандидатка) в супруги вроде бы положительный (положительная). Так что не нужно искать черную кошку в темной комнате, особено, если ее там нет.
Нужно просто расслабиться и воспринимать фильм как поссыл к тому времени, когда мы были молодыми.