Я работаю логопедом в детском саду уже более 40 лет. И вижу в последнее время печальную статистику: дети говорят всё хуже, и начинают говорить всё позже. И речевых проблем у дошкольников, а потом и школьников, становится все больше и больше.
Сейчас даже часто поднимается вопрос о том, чтобы пересматривать старые нормы раннего речевого развития. Когда я начинала работать, нормой было, чтобы в год ребенок говорил 10-15 слов (сюда входят и лепетные слова, главное, чтобы это было именно "словом", то есть обозначением предмета, явления, действия), а к полутора появлялась первая фраза.
Сейчас же первые слова и фразы появляются у детей, в большинстве своём, гораздо позже. И такое опоздание может быть очень значительным.Как понять, насколько серьезно отставание? Заговорит ли ребенок сам, только попозже, или пора обратиться за помощью к специалистам?
Даже на первом году жизни ребенка есть то, на что нужно обращать внимание родителям, и что может быть "предупреждающим" сигналом.
Общепринятые нормы такого развития всем известны: в 2 месяца малыш должен уметь держать головку, в 4 - переворачиваться, в 6-7 самостоятельно сидеть, в 8-9 вставать, держась за бортик кроватки, рядом стоящий стул или диван, руку взрослого. В год-год 2 месяца - начинает ходить.
В норме малыш хорошо контактирует "глаза в глаза", при виде знакомых взрослых оживляется, машет ручками и ножками. В 2 месяца активно гулит, в 5-6 лепечет, повторяя слоги. Отсутствие всего перечисленного - очень тревожный знак.
Все эти признаки указывают на то, что что-то идет не так. И хорошо, если задержка развития будет функциональной, то есть со временем компенсируется.
Но не следует на это надеяться и терять драгоценное время. Ведь каждый этап развития ребенка должен проходить своевременно. Таковы законы развития мозга и всей нервной системы. А может быть и такое, что все эти симптомы указывают на присутствие органической патологии.Не ждите, что "само пройдет". Чем раньше забьете тревогу и обратитесь к специалистам, чем скорее будут выявлены причины и оказана помощь, тем меньше проблем будет у малыша в будущем. Причины отставания речевого развития детей очень различны. И настолько многочисленны, что нужна отдельная статья. (кстати: нейросеть на мой запрос нарисовала вот такую картинку. И у мальчика на ней - явное нарушение тонуса мышц языка:))
Да, Лена! Побольше б читали родители таких простых примеров и признаков. И, согласна, двигательная функция связана с речью. Наша, старшая внучка, долго не говорила, не было и двух лет - знала все до единой буквы и показывала их. Например, на букву С - на свои сережки. И деда, спросишь, как зовут - показывала на сережки! И долго ходила на носочках! А всегда помню, считали, что это баловство! Нет! Долго ходили ко врачам, даже к неврологу - был сломан сон, весь, дневной - вообще не уложить, даже сейчас полночи не спит! А с ногами были проблемы(тоже взаимосвязано, видимо), что-то с мышцами - , уже смутно помню - на разгибание работали, а на сгибание - никак. Помогли танцы и спорт, а то , как запиналась долго ходила. А говорить сразу начала, но после 2 лет.
То, что внучка знала буквы рано и показывала всё правильно - говорит о хорошем интеллектуальном развитии. А вот то, что ходила на носочках - это явная неврологическая патология. На то же самое указывают и проблемы со сном. Повезло, что девочка - девочки легче компенсируются. А с тонусом мышц - это, конечно, спасибо занятиям спортом. И потом, раз водили ребенка к неврологу - наверняка было назначено соответствующее лечение, которое тоже принесло положительные результаты. Вот об этом я и говорю: не надо ждать! Чем раньше будет оказана ребенку помощь, тем лучше.
Это все правильно, что родители должны смотреть, наблюдать за развитием своего ребенка. Но, по хорошему, в детской поликлинике дети должны проходить диспансеризацию в декретированные сроки, когда их смотрит педиатр, невролог и т.д., они же должны обратить внимание, забить тревогу, назначить лечение.. При необходимости направить к психоневрологу, логопеду и т.д. Это в идеале так, а на практике родители сами вынуждены всем этим заниматься..
Дело в том, что в поликлинике очень малое время уделяется на прием. То ли 10, то ли 12 минут на ребенка. Что можно увидеть за такое время? Только самые явные отклонения. Поэтому - да. Родителям самим приходится четко указывать, что их беспокоит в поведении и развитии ребенка, просить направления на обследования. Сейчас с этим как раз проще: все, что интересует, можно найти в интернете. И то, где какие специалисты принимают, и отзывы о них. В любом случае, самое верное решение - записаться на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) вашего города или района. Там точно работают специалисты, которые могут многое подсказать.