Я работаю логопедом в детском саду уже более 40 лет. И вижу в последнее время печальную статистику: дети говорят всё хуже, и начинают говорить всё позже. И речевых проблем у дошкольников, а потом и школьников, становится все больше и больше.

Сейчас даже часто поднимается вопрос о том, чтобы пересматривать старые нормы раннего речевого развития. Когда я начинала работать, нормой было, чтобы в год ребенок говорил 10-15 слов (сюда входят и лепетные слова, главное, чтобы это было именно "словом", то есть обозначением предмета, явления, действия), а к полутора появлялась первая фраза.
Сейчас же первые слова и фразы появляются у детей, в большинстве своём, гораздо позже. И такое опоздание может быть очень значительным.Как понять, насколько серьезно отставание? Заговорит ли ребенок сам, только попозже, или пора обратиться за помощью к специалистам?
Даже на первом году жизни ребенка есть то, на что нужно обращать внимание родителям, и что может быть "предупреждающим" сигналом.
Общепринятые нормы такого развития всем известны: в 2 месяца малыш должен уметь держать головку, в 4 - переворачиваться, в 6-7 самостоятельно сидеть, в 8-9 вставать, держась за бортик кроватки, рядом стоящий стул или диван, руку взрослого. В год-год 2 месяца - начинает ходить.
В норме малыш хорошо контактирует "глаза в глаза", при виде знакомых взрослых оживляется, машет ручками и ножками. В 2 месяца активно гулит, в 5-6 лепечет, повторяя слоги. Отсутствие всего перечисленного - очень тревожный знак.
Все эти признаки указывают на то, что что-то идет не так. И хорошо, если задержка развития будет функциональной, то есть со временем компенсируется.
Но не следует на это надеяться и терять драгоценное время. Ведь каждый этап развития ребенка должен проходить своевременно. Таковы законы развития мозга и всей нервной системы. А может быть и такое, что все эти симптомы указывают на присутствие органической патологии.Не ждите, что "само пройдет". Чем раньше забьете тревогу и обратитесь к специалистам, чем скорее будут выявлены причины и оказана помощь, тем меньше проблем будет у малыша в будущем. Причины отставания речевого развития детей очень различны. И настолько многочисленны, что нужна отдельная статья. (кстати: нейросеть на мой запрос нарисовала вот такую картинку. И у мальчика на ней - явное нарушение тонуса мышц языка:))