Чтоб о нашем прошлом мы не забывали,
Речь не о Казани: - так жила страна,
Нам открыто ту реальность воссоздали
В криминальной драме "Слово пацана..."
Когда в конце прошлого года все заговорили о самом ожидаемом и самом нашумевшем сериале Жоры Крыжовникова, я не стала смотреть. Дело не в том, что "концепция моды на фильмы про ментов и бандитов была уже проходной", как выразился Егор Кончаловский, отказавшийся снимать этот проект. И не потому, что от перебора негатива и жестокости не хочется смотреть что-то разрекламированное, как новый сериал "Тень Чикатило"...
Это сериал про подростков, что само по себе было интересно, сериал про нашу юность...
Но мы уже тогда посмотрели фильм "Чучело". Тогда, ради интереса. Там же дочка Аллы Пугачёвой снималась...
И вот на НТВ объявили, что покажут полностью... Почему бы не посмотреть? Включила... И не смогла оторваться. Как говорится, на одном дыхании. До самого конца. Кстати, тем, кто хотел бы второго сезона, хотелось бы возразить: зачем? Тут полная завершённость. Не надо продолжения и возвращения Адидаса старшего, взросления Марата и Андрея Пальто. Тут изначально не ставилось целью показать, какими они будут. Важно, какими они стали, сгруппировавшись. Тем более, что в 6 серии показано, как многих в недалёком будущем не стало...
Это и есть главная проблема того времени. Того приблизительно 1989 года (точное время не оговорено, но именно тогда возвращались наши парни из Афгана, потрясённые увиденным...).
Снято классно, достоверно. Видно, что тема досконально проработана, прежде всего, Робертом Гараевым. Его книгу "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х" я прочла уже после сериала и поразилась документальности, фактам, точности в мелочах. Гараев сам был членом группировки тогда, в то время. Он же и консультировал во время съёмки. Вот почему невозможно, посмотрев "Слово пацана. Кровь на асфальте", остаться равнодушным. Такие фильмы запоминаются.
И всё же красной нитью сквозь этот киношедевр проходит главная идея - как не надо жить и как не надо делать, повторяя за главными героями разборки "пацанской этики".
Удивительно, как легко и значимо вписались в динамичный сюжет как "Ласковый май" (уже иначе слышится "И снова седая ночь, и только ей доверяю я..."), так и незнакомые ранее ритмы композиции "Аигел" (даже не зная татарского и перевода "Ты разбиваешь стакан истинного счастья..."). А эти строки "Я хочу быть с тобой..." До слёз, где Вова Адидас и Наташа...
Любовь главных героев, их чувственность и искренность в отношениях трогают до глубины души. Им сочувствуешь, переживаешь, хочется чем-то помочь, спасти эту юную Айгуль, которая так трагично закончила, намучавшись и настрадавшись. И никто не помог, никто не протянул руку помощи. Чудовищно, но мать находится тут же, в квартире, на кухне, равнодушно вылив суп, от которого отказалась дочь. И она делает эти роковые шаги. Та девочка, впервые поцеловавшись в кадре...
За неё очень переживали родители. Но Рузиль Минекаев, сыгравший Марата, относился к Анне Пересильд, своей кино-Джульетте, как старший брат. Поддерживал и помогал. Опекал, одним словом. Удивительный факт, но между ними ровно 10 лет разницы: 20 мая ей исполнится 15 лет, а ему - 25. По фильму и не скажешь!
Что доказывает уникальную популярность чего-либо? Например, реплики "уходят в народ". Например, слово "чушпаны". Оказывается, это не художественный вымысел. В выходные в КВН команда победителей не раз упоминала кого-либо из героев сериала. В Твери сняли свою версию "Слово сахаровского пацана". Что уж говорить про Гарика Харламова...
Вчера было по-летнему тепло. Окна открыты, и слышно всё, что делается во дворе. Слышу, как зовут Марика с третьего этажа (живут над нами). "Марат, выйдешь?" Думала, ослышалась. Это же Марик. Нет, повторилось: "Марат, идёшь?" Он ответил: "Слово пацана!"
И вот он вышел с деревянным ружьём. Поздоровался. Спросил: "Ералаш придёт?" Ответили, что ждут. Все при оружии. Детская группировка...
Не смотрела и не буду. Мне хватает одних разговоров об этом фильме. Реклама везде, молодёжь о нем говорит. А в новостях только и слышишь, вот подростки посмотрели и издевались над своими сверстниками. Дети сейчас очень впечатличельные от фильмов, посмотрят и повторяют за героями.
Фильм должен учить о жизни, а у них наоборот, получается: насмотрятся и начинают отношения выяснять в компаниях, ты пацан, не пацан и так далее. Не люблю такие фильмы.
Хороший фильм. Режиссура отличная. А то что грязь показана, ну что поделать, было такое. Для нашего кинемотографа это отличная картина. А те мысли родителей, которые ругаются что фильм плохому учит - не правда. Хорошие и правильные юноши правильно воспримут. Ботаники тоже могли бы создать свою группировку, просто дело это не рациональное. Стратегическая глупость. А этим шакалам просто делать нечего, вот и надумали себе идеологию как стая собак. По одиночке они слабы, только толпой подпитывают в себе безбашенную агрессию. Ничего другого делать не умеют и целей глобальных по жизни у них нет. Вот и живут в стаде и существуют лишь за счет энергетики своего стада.