Когда я училась в школе в советское время, то у нас были уроки труда: девочки учились шить, готовить, а мальчики проходили столярному делу и учились обращаться с инструментами. Нас, девочек, обучали тогда делать выкройки, чертить их по меркам, а потом мы должны были принести на урок труда ткань нужного размера и шить юбку, платье или блузку. После того, закончим изделие, нам выставляли оценку.
Кроме того, учили готовить салаты и разные бутерброды ( работать с элекроплитой не разрешалось детям в школе) и записывали рецепты. Давали разные задания домой: испечь печенье, пирог, кексы и приготовить пирожное и принести на урок. За это тоже получали отметки.
Точно так же было похожее у мальчиков на уроках труда, им надо было научиться мастерить стулья, табуретки и полки. Всё это делалось для нашей любимой школы силами наших мальчишек. Заодно они обучались тому, что должны уметь большинство будущих мужчин.
А теперь хочется спросить: почему сегодня в наших школах нет уроков труда и ничему не обучают ребят? Многие девочки не умеют ни шить, ни вышивать и даже держать в руки иголку с ниткой. Поэтому многие не знают, как пришить пуговицу на пальто или джинсах, хорошую вещь выкидывают и покупают новую.
Молодые юноши не могут починить деревянный стол или стул, если сломалась ножка. Не знают, как заменить кран или душ и вызывают сантехника.
А ведь в советское время применялась методика трудового воспитания по Макаренко. Считалось, что труд очень сплачивает детский коллектив, дисциплинирует ребят, делает их дружными и воспитывает в них взаимовыручку.
Небольшое отступление от темы: Антон Семёнович Макаренко - известный советский педагог, основоположник теории коллективного воспитания и написал очень много книг, будучи учителем. Он организовал колонию несовершеннолетних правонарушителей, где подростки учились и работали по 4 часа в день. Были организованы разные кружки: драмкружок, ИЗО, литературный и другие. День так устраивали, чтобы каждый час расписан и дети были заняты весь день и ни минуты без дела.
Вот и так должен быть построен режим в школе и дома у любого ребенка, чтобы он был занят делами в течение всего дня. Но в школе нужны уроки труда - это мое мнение.
Вот табуретки на уроках труда помню. Получил ли навык. Вряд ли. Ну не нужно мне было в детстве столько табуреток в доме, а те, что были не ломались. Да и не было в обычной квартире инструмента, кроме молотка и отвертки. Стал взрослым, всему научился. А вот гладить одежду и пришивать пуговицы мог еще в детстве. Жизнь заставляла. А вот в Армии были ребята, которые раньше иголку с ниткой никогда не держали. Если уж и выбирать темы для мальчиков, я бы порекомендовал сантехнические работы и электрику.
В самом классе ещё были уроки типа окружающий мир, но название какое-то немного другое, не могу вспомнить. Но на них вышивали, делали поделки и вот как раз все учились управлять иголкой, пришивали пуговицы и делали петли на лоскуте. Учила наша первая учительница. Очень многому научились именно в школе. Она была для нас словно вторая мама, так нас любила.
Категорически поддерживаю автора! Сын учится уже в шестом классе, а у них на уроках, так называемой, технологии до сих пор лепка из пластилина. Главная проблема - отсутствие квалифицированного преподавателя и необходимого оборудования. Если вспомнить мои школьные годы, так у нас в школьной мастерской было четыре разных станка, на которых нас учили работать. Разумеется, забивать гвозди, пилить и строгать нас тоже учили. Поэтому приходится самому выступать в роли учителя труда, но уже дома.
Я считаю, что уроки труда в школе просто необходимы. Были ведь даже школы с различными уклонами, в которых выдавали документы, после сдачи экзаменов, конечно, что ты к примеру повар 3го разряда и человек сразу мог идти работать. Вот я сразу после школы не поступила в институт им. Сеченова (уж очень был большой конкурс). Пошла работать поваром. Правда за повара меня никто не признавал и заставляли печь блинчики и чистить овощи, но уважение приходит не сразу. А сейчас и правда дети ничего не умеют и не хотят, это плохо.
У нас, в Беларуси, есть полноценные уроки труда в школах, где дети делают практически всё то же, что делали и мы. Дочка готовила и шила, сыну покупали специальный халат для уроков, напильник и он домой постоянно таскал изделия из фанеры (разделочные доски и деревянные мечи).
В советское время уроки труда давали мальчишкам и девчонкам первоначальные знания в трудовом воспитании. У нас в свое время было слесарное и столярное дело. Учили работать зубилом, сверлить лист железа, были азы знакомства с токарным станком, рубанком, ножовкой и другими инструментами.
У девочек на уроках по домоводству шли занятия по кулинарии и кройки и шитья.
А сейчас у другого поколения молодежи появились новые увлечения, интернет, а трудовое воспитание видимо легло на плечи родителей, а те, в свою очередь сами ничего не умеют в бытовых вопросах. Конечно, все нынче можно узнать в интернете! Но, многие в этом не испытывают никакого желания. Вот так и живут, кушая все покупное и используя наемных работников в быту.
Конечно, трудовое воспитание в школе всегда зависело и от педагогов. Нас в советское время действительно учили не ради галочки. Я на уроках труда, научилась всему процессу кройки и шитья. Правильно вспоминает автор - нас учили не просто строчить на машинке, но и свойствам ткани, как строить правильную выкройку, моделировать - и мы сшили себе именно там свои первые фартучки и юбочки. И надо сказать, эти умения очень пригодились и в дальнейшем. Сначала шила себе и детям в пору всеобщего дефицита, а потом перешивала в непростые 90-ые Это навыки, которые действительно во многом помогли в жизни. А в старших классах все - и мальчики и девочки работали на токарных станках в школьной мастерской - и это тоже было полезно - узнать и посмотреть, как работают машины, чтобы иметь понятие и не бояться всяких механизмов.
Ого, какую классную тему поднял автор! Уроки труда - несомненно очень важны для формирующейся личности. Нас учили делать: молотки, толкушки, разделочные доски, фигурной резьбой по дереву занимались. Ну и так, еще много чем по мелочи. Но главное, что парень учился держать инструмент в руках. А потом уже мог и сам его применять по своему усмотрению. У меня так было с лобзиком и стамесками. Научился, а потом - купил себе. И чего только не исполнял. Правда материала было не очень много, приходилось резать по всякой фигне, а потом и вовсе интерес пропал. Но до сих пор вспоминаю с ностальгией! Какие-то поделки раздарил, а какие-то до сих пор хранятся дома.
Шили, готовили. А я вот так и ненавижу шить, зато могу табуретку сколотить. Так что все эти разделения на функционал для мальчиков-девочек...
Сколько лучших модельеров-мужчин!
А сколько теток у нас пилят, рубят и строгают!
И в завершении расскажу историю уже из детства детей-лет 10 назад. Поделили девочек (готовка, шитье) и мальчиков (за неимением плотника в школе - мальчикам предназначались компьютерные науки от программирования до сборки железа). И вот моя подруга, у которой росла "продвинутая" девочка писала директору "Прошу мою девочку считать мальчиком и разрешить заниматься на компьютерах во время уроков технологии (оно же труд). Вот так то.
Здравствуйте. Я считаю трудовое обучение должно быть обязательно. Оно закладывает навыки и привычки человека на всю жизнь. Я как в младших классах научился шить, так до сих пор все помню. Потом чуть постарше научился столярничать и слесарить. Единственное что не понравилось изучение токарного станка (по металлу). Зазубривали устройство, а работать не давали. Перестраховывались наверное.
Замечательная тема для разговора. Не сомненно уроки труда в школе нужны. Даже просто очень сильно необходимы. По созданию какого либо предмета можно будет определить если у ребёнка склонности. Может у него проявяться начинания в инженерном деле и он будет инженерном создавать полезные вещи. Также на уроках труда можно будет получить основы как пользоваться тем или иным инструментом. И для общего развития они тоже пригодятся. Как вкрутить шуруп в стену, чтобы повесить картину. В тот же борщ, что-то добавить, чтобы он стал ещё вкуснее. Вообщеи в водить уроки труда жизненно необходимо и просто нужно. И чем скорее это сделают тем лучше.
Я не могу сказать про все школы, но у моей дочери уроки труда были по восьмой класс включительно (сейчас в десятом). В более старших классах девочки пол-года учились готовить, пол-года шить. Допуск к электроплите есть, швейные машинки с ножным управлением и с ручным. Маленькая мадам дома полученные навыки не стремится проявлять, но к обучению претензий нет.
Сейчас мало практики на уроках труда детям преподают. Девченки больше в тетрадях пишут рецепты, чем готовят. К шестому классу мы умели готовить борщ, винегрет, оладьи, блины. Даже бисквит научились выпекать. Удивилась конечно когда на уроки труда, сыну закупали лобзики, пилки, фанеру, наждачку.
У меня были труды в школе и готовили мы там не бутерброды, а каши, супы и что-то еще варили/жарили. И шили фартук, халат и юбку.
Только готовить к тому времени я уже умела благодаря бабушке и маме. А шить не умею от слова совсем. Нет, пришить пуговицу могу и зашить что-то тоже. Все за меня шила мама, от и до. Ненавижу это дело, не хочу этим заниматься и не научилась на этих уроках ничему, даже мама не смогла научить меня шитью.
Мой муж колотил в школе табуретки, имел пятерки по труду (закончил с золотой медалью). Так он гвоздь забить не может в доме. И не надо ему это, как и мне нашивать себе одежду. Есть люди, профессионально этим занимающиеся, а у нас есть деньги, чтобы им заплатить. Разделение труда называется.
А если кому-то вдруг захочется научиться шить, готовить и изготавливать мебель, то под рукой миллион курсов, где тебя гарантированно, в отличае от школы, научат это делать..
В своё время из уроков физической культуры убрали канат. Как объяснили: по технике безопасности. Так же, скорее всего, поступили и с уроками труда. Вдруг инструментом поранятся. Теперь у сына вместо столярных инструментов: клей, картон и бумага. Считаю, что это плохо!
Я прошла советскую школу и уроки труда или домоводства у нас были. Именно там меня научили управляться с ниткой и иголкой, этот навык пригодился в жизни. Мы шили фартук, юбку, до сих пор помню гордость и восторг от вещи, сшитой своими руками.
Учились и готовить, но это как-то в памяти не отложилось, этому научилась в семье.
Считаю, что такие уроки просто необходимы в школе. Вечно занятые родители не всегда могут найти время, чтобы научить своих детей этим элементарным вещам. Хорошо, когда есть бабушки, у них и времени и терпения больше, они то могут научить.
Жаль, что родилась позже и таких уроков труда у нас не было. Очень завидую тем, кто жил в советское время и смог всему научиться в школе. Родителям в наше время некогда учить детей вышиванию и шитью, а брата не научили столярному делу. Очень грустно. Считаю, труд - нужный предмет в школе.
В наших школах есть уроки труда. В младших классах - это художественный труд. Дети лепят, клеят аппликации, мастерят поделки. Я думала, что в среднем звене начнутся реальные уроки, на которых будут учить, как автор написала, девочек - готовить еду и рукоделить. Мальчиков - строгать, пилить.... Но, нет..... Девочки делают какие-то поделки. Но до нашего уровня - сшить фартук или юбку это, конечно, не дотягивает. Мальчика большей частью переписывают учебник....